За одни и те же средства. Jeep Wrangler & УАЗ «Хантер»
Глобально перестроенный УАЗ «Хантер» и немного доработанный Jeep Wrangler JK обошлись своим обладателям приблизительно в одну и ту же сумму. Но что лучше: вначале успешная, но более дорогая южноамериканская классика либо нескончаемый бой с не наименее традиционной российскей продукцией? В поиске ответа, мы свели эти машины в дуэльных заездах
Мой знакомый музыкант не так давно написал песню про 2-ух ангелов — белоснежного и чёрного, — в один прекрасный момент повздоривших из-за дамы. Для чего она им пригодилась неясно, но нельзя не признать, что это реальный мужской поступок. Да и у людей дуэли за сердечко героини не ушли в прошлое, а просто перетекли в другие области — средств, стиля, власти… И автомобиль как и раньше остаётся важным индикатором мужских преимуществ. По последней мере в России. Наши нынешние герои тоже истинные и чрезвычайно агрессивные. Правда, драться из-за прелестной сеньориты они не станут, да и бороться за гипотетичного покупателя навряд ли сумеют, так как любой из их имеет владельца и представлен в единственном экземпляре. К тому же пара наших дуэлянтов не чёрно-белая, а чёрно-оранжевая.
УАЗ «ХАНТЕР»
Начнём с тёмной стороны — с внедорожника, силуэт которого до боли знаком всем, кто родился и вырос на одной 6-ой части суши. С машины, на которой даже езда по асфальту без различных доделок, опций и улучшений очень проблематична… Вообщем, философию тюнинга джипов из Ульяновска всегда определял мятеж против консерватизма завода, упрямо не желающего довести до разума модель полувековой давности. Вот и владелец чёрного, как квадрат Малевича, УАЗа «Хантер» пару раз сгонял на нём на охоту (пару сотен км от дома) и понял, что в собственном автомобиле его веселят только цвет да форма. И решил наполнить эту форму новым содержанием. Но процесс развивался по такому конструктивному сценарию, что в результате от «Хантера» остались только кузов с рамой, бамперы, мосты и кое-что по подвеске. Заместо слабоватого четырёхцилиндрового 2.7-литрового ЗМЗ‑409 мощностью всего 100 30 четыре л. с. под капотом появился надёжный японский движок 5VZ-FE, который ставили на Тоета Land Cruiser Prado 90, Тоета Tundra, Tacoma, 4Runner и коммерческий транспорт. Вкупе с пятиступенчатым автоматом его взяли от праворульного микроавтобуса Тоета Granvia (в Японии отыскать свежайшие агрегаты с маленьким пробегом существенно проще). Атмосферный V6 объёмом 3.4 л с чугунным блоком цилиндров развивает 100 девяносто л. с. и выдаёт двести девяносто восемь Нм вращающего момента против уазовских двести семнадцать Нм. Низкая степень сжатия позволяет ему питаться относительно дешёвым 92-м бензином, при всем этом расходует он в среднем те же 15–17 л, что и родной мотор. За остывание отвечает цельносварной дюралевый радиатор AJS, отделённый от тойотовского вентилятора на вискомуфте металлической решёткой (действенное решение, для того чтоб при преодолении брода радиатор не нарубило лопастями). Впереди дополнительно установлен электровентилятор, но это перестраховка — «низовой» мотор даже в жару очень тяжело перегреть, а на холостых оборотах он, как будто современный директ-дизель, приметно остывает.
Снять запаску с багажника на крыше тяжело,
но для этого есть лесенка…
В движении главное отличие тюнингованного УАЗа
от стандартного — излишек тяги
Но к трансмиссии от коммерческого транспорта не подключить фронтальный мост. Что делать? Естественно, сделать план-шайбу и переходной вал, через которые автомат состыковывается с двухступенчатой раздаточной коробкой Тоета Land Cruiser 100, разом избавившись от соответствующего воя штатной раздатки и обеспечив неопасное передвижение по зимним дорогам. Нужно сказать, строившая машину компания «Галагрин» накопила большой опыт по стыковке различных коробок с раздатками, подходящими российским вседорожникам. В итоге УАЗ обрёл неизменный полный привод. Вращающий момент на пониженной передаче передаётся через шестерни, а не с помощью цепи, так что ресурс у раздатки большой. Привод full-time с межосевым дифференциалом меньше нагружает мосты, а значит, возможно обойтись штатными «Спайсерами», поставив усиленные полуоси. Мотор Тоета и при стандартных основных парах просто крутит 35-е колёса, потому передаточное отношение 4,11 решили бросить, чтоб сохранить крейсерскую скорость 100–110 км/ч, ведь этот «Хантер» много ездит по асфальту.
В задний мост поставили кулачковый самоблок от БТР‑80, а в передний — принудительную блокировку «ИЖ-ТЕХНО» с пневмоприводом. Оба карданных вала удалось подобрать из ульяновской модельной линейки, а это означает, что в случае поломки можно просто приобрести новый, а не ожидать, пока сделают и отбалансируют эксклюзив. Попутно в «Галагрине» разработали дисковый стояночный тормоз на фланец раздаточной коробки Тоета Land Cruiser. Он сильнее и надёжнее обыденного ручника, так как в его базе фронтальный дисковый тормоз легкового автомобиля. Привод тормоза короче, размещен выше, а значит, он не замёрзнет зимой и не закиснет от грязищи. Ну а замена задних барабанов на дисковые тормоза — естественная процедура для большинства продвинутых уазоводов.Лицезрев впереди такие горизонты, наш вестник тёмных сил решил отрешиться от врождённой тяги к извилистой линии движения и потребовал корректировки маневренности. Чтоб джип держал курс, а не шатался по трассе, ему прирастили угол наклона шкворней и вместо штатного поставили «патриотовский» фронтальный стабилизатор поперечной стойкости. Очень высоко задирать УАЗ не стали. Под огромные колёса аккуратненько вырезали арки, снабдив их пластмассовыми расширителями, которые «Галагрин» издавна поставил на поток. Проставками подняли кузов на два дюйма. Ещё два впереди дали австралийские рессоры Ironman в комплекте с редкими шведскими пружинами Kilen, а сзади родные рессоры, дополненные пневмоподушками с отдельным ресивером. И малый, и основной ресивер, с постами для подкачки в лючках бензобаков, питает компрессор «Беркут». Ненадёжный гидроусилитель белорусского производства, который к тому же мешал установить движок, поменяли на лицензионный ZF от УАЗ «Патриот». Его ставят не снутри, а снаружи рамы, а чтобы до руля не доходили удары от неровностей и колёса охотнее ворачивались в нулевое положение, поставили управляющий демпфер Tough Dog с возвратной пружиной.
Но даже таковой впечатляющий список работ не смог решить все препядствия — тёмные силы не давали нашему вороному красавчику расправить крылья и взлететь. Перелопатив агрегатную базу, спецы взялись за салон. Провели комплекс работ по шумовиброизоляции, сделали герметичный пол из рифлёного алюминия, чтоб его можно было мыть из шланга. Обшивка дверей и стоек — копия уникальной, но из просто моющегося непромокаемого яхтенного материала. Заместо уазовских табуреток поставили перешитые кожей кресла от Honda C-RV третьего поколения. Гулкий и слабый штатный отопитель уступил место сильной печке производства «НАМИ» с «волговской» турбиной заместо вентилятора и радиатором от «Москвича‑2141». А задних пассажиров греет дополнительный отопитель Eberspacher. Эксклюзивное торпедо — предмет особенной гордости мастеров. Его железную базу длительно подгоняли и выравнивали, чтоб кожаная отделка легла совершенно. С нуля разработали центральный тоннель и подлокотник, которых у «Хантера» отродясь не было. Комбинацию устройств взяли в долг у TLC Prado и от него же взяли погружной модуль с бензонасосом и датчиком уровня горючего. Двухдиновая мультимедийная система на Android с огромным экраном — практически современный телефон с навигацией и приложениями, а внизу на центральной консоли — русские самолётные часы АЧС‑1.
И ветровое, и заднее стёкла — с обогревом. В общем, салон вышел доброкачественным, хотя и сохранил главный минус 469-го кузова — очень узенькие, в особенности в нижней части, двери. Но таково было задание — сохранить внешний облик традиционного УАЗа. Ведь нарисованная ульяновским дизайнером-самородком, машина настолько же харизматична, сколь и узнаваема, и представляет собой пример того, как утилитарно-военный вездеход можно сделать полностью миролюбивым и даже милым. Только «ангельские глазки» фар выдают присутствие тёмных сил в его недрах.Обладатель «Хантера» не стал увлекаться тяжёлым обвесом, ограничившись самым нужным — защитой управляющих тяг, коробки, силовыми порогами, лестницей, багажником и герметичным шноркелем. Под стандартным бампером появилась умеренная лебёдка SportWay с тяговым усилием девять 500 фунтов (4 триста 10 кг), а сзади большущее запасное колесо Cooper Discoverer STT Pro 35/12,5 R15, которое просто взвалили на багажник заместо установки ворота. Вобщем, тюнинг — процесс нескончаемый, и, возможно, калитка в планах ближайших доработок.
JEEP WRANGLER JK
Светлая сторона внедорожной жизни куда банальней, даже когда из белоснежной она вдруг перекрашивается в оранжевую. А всё так как уже с завода классика южноамериканского офф-роуда выходит вполне приготовленной к тому, зачем создавалась. Потому по сопоставлению с насыщенной колоритными событиями жизнью уазоводов жизнь обладателей современных Jeep Wrangler немыслимо скучна. Испытанный 3.6-литровый V6 Pentastar мощностью двести восемьдесят четыре л. с. с отличной тягой в триста 40 семь Нм очевидно не просит подмены, как и надёжная пятиступная Коробка автомат. Полный привод part-time сейчас кажется ограниченным, но на скользком асфальте водителю помогает система динамической стабилизации, причём даже маленький трёхдверный Wrangler и без поддержки электроники стоит на трассе более уверенно хоть какого УАЗа, просто так как у него лучше развесовка и меньше масса. Климат-контроль, мультимедиа, электронные стеклоподъёмники, электропривод боковых зеркал и прочий обогрев фронтальных сидений — всё это доступно обладателям Jeep уже в базе. А если чего-то не хватает, можно полистать сборники допоборудования — ведь на легенду работает целая промышленность. Кажется, что простора для творчества совершенно не остаётся, но это не совершенно так. С помощью стандартного набора ключей и кит-комплектов из Wrangler можно сделать всё что угодно — от пляжного стиляги до монстра рок-кроулинга. Окрылённый величавой историей наш оранжевый ангел идёт по жизни просто, а мастера из тюнинг-центра «Клуба 4х4» без особенного труда сделали броский, уникальный автомобиль для маленьких любительских соревнований и клубных выездов.
Jeep Wrangler и без тюнинга хороший вездеход, а доведённый
до разума и подавно. Он не только лишь с лёгкостью победит хоть какой подъём,
но даже малость подскочет в конце…
Проходимость мостового джипа впрямую находится в зависимости от размера колёс. Поперечника в 30 5 дюймов полностью хватает, чтоб серьёзно повысить его потенциал, сохранив возможность комфортабельного передвижения по асфальту. Потому Wrangler получил покрышки Dick Cepek Fun Country 35/12,5 R17. Это тихая и долговечная резина с протектором All-Terrain и гарантией пробега около 70 5 тыс. км. Чтоб покрышки поместились в арки, подвеску подняли на те же два дюйма с помощью австралийского лифт-комплекта TJM XGS. В него входят все нужные составляющие — усиленные рессоры и пружины, управляющий демпфер и кастор-кит. Сапуны агрегатов коробки вывели под капот и перешли к наружным работам. Компания Warn — самый большой производитель лебёдок в мире, но бамперы этой марки не достаточно известны нашим джиперам. Итак вот, бамперы серии Elite примерили к кузову и сняли, чтоб приготовить машину к нанесению двухкомпонентного покрытия Z-PRO. Его употребляют для защиты от коррозии и повреждений товарных вагонов и газовых труб, которые закапывают в землю, так что оранжевую краску с Wrangler можно разве что срубить стамеской.
Хотя и в этом случае придётся попытаться. Тем же составом покрыли оба бампера. В передний установили резвую лебёдку WARN ZEON10-S Platinum с тяговым усилием 10 000 фунтов (4 500 30 6 кг), оснащённую дистанционным управлением с электромагнитным роспуском, контролем заряда аккума, температуры электромотора и другими полезными функциями. Декоративными «ангельскими глазками» в этом случае не ограничились (так как родной свет, как досадно бы это не звучало, слабоват), использовались дополнительные фары близкого/далекого света WARN SDB‑160HBE в металлических корпусах с упрочнёнными стёклами. Калитка на заднем бампере полностью выдерживает тяжёлую запаску и реечный домкрат Hi-Lift Jack, для которого по другому просто не нашлось бы места. Но, пожалуй, главной фишкой стал электропривод матерчатой крыши. Довольно отстегнуть две массивные защёлки у рамки ветрового стекла, надавить кнопку — и через несколько секунд вы оказываетесь в открытом автомобиле с кузовом типа тарга. И кстати, в отличие от УАЗа дверные проёмы у Jeep значительны, чего не скажешь о внутреннем пространстве, по объёму которого российский вездеход наголову выше.Нетерпеливый читатель может спросить: «А где же обещанная дуэль?» И будет прав — пора бы. Признаться, сложить крышу мы так не рискнули (в Подмосковье уже стояли серьёзные холода), но ходовые свойства наших джипов испытали как надо. По асфальту лифтованный Jeep идёт чуток жёстче, чем обыденный, приметно острее реагируя на маленькие выпуклости. Но маневренность не пострадала, разве что в глубокой колее его немного переставляет. Зато наклоны гораздо меньше. Руль не потяжелел, тормозов хватает, разгон быстрый, но чем выше скорость, тем больше дорожных шумов пропускает мягенький верх. Или дело «Хантер»! Такового тихого УАЗа я, пожалуй, ещё не встречал — говорить на ходу удаётся даже с задними пассажирами. Подмена агрегатной базы очевидно пошла на пользу — за рулём кажется, что едешь на джипе неведомой, но полностью солидной марки. Динамика не плохая, автомат мягко переключает передачи и резв на старте. Замедляется «Хантер» уверенно, без уходов в сторону, тормоза хваткие и понятные. Подвеска не замечает мелочь, просто отрабатывая большие выпуклости. Подруливать необходимо только в колее (а на огромных колёсах этого и не избежать), в остальном курсовая устойчивость хорошая, хотя наклоны в поворотах всё же значительны.
Съехав с дороги на Jeep Wrangler, мы были удивлены — куда делась асфальтовая жёсткость? Оказывается, подвеске просто не хватало работы — чем выше ухабы и больше скорость, тем мягче гонит машина по грунтовке, причём даже высочайшие серийные волны не могут серьёзно раскачать короткобазный джип. «Хантер» начал отставать — на тех же волнах его качало прилично. Сказывался более тяжёлый мотор, раскачивающий длиннющий уазовский нос. А ведь мягкость и комфорт были основными пт в техзадании тюнинга вровень с проходимостью. И тут я поймал себя на том, что предъявляю к УАЗу те же требования, что и к Land Cruiser, и он им практически соответствует.
Выделенные белоснежным элементы салона, внезапно гармонически
вписываются в серьезный чёрный интерьер Jeep
Движок Тоета 5VZ-FE отлично компонуется
в моторном отделе УАЗа
Много звукоизоляции не бывает. Под капотом Wrangler
звукоподавляющие экраны, которые не позволят рыку мотора
добраться до водительских ушей
Доехав на Wrangler до песочного карьера, известного своими триальными соревнованиями, я заметил знакомый спецучасток и резво двинул в гору. Оранжевый красавчик бодро вскарабкался на подъём и дальше практически взлетел! Фронтальные колёса на верхушке оторвались от земли практически на метр, но приземление оказалось таким мягеньким, как будто отрыва и вовсе не было.
Правда, в натяг забраться так и не удалось — блокировок в мостах Jeep пока нет. Но на «Хантере» они уже стоят, и УАЗ не торопясь заехал на примыкающий бугор практически без разгона. При всем этом как ни старался приверженец тёмных сил повторить красивый отрыв, ему это не удалось. Итог, в общем, ожидаемый — вращающий момент мотора УАЗа всего на 50 Нм меньше и достигает пика приблизительно в том же спектре оборотов, что и у Jeep, хотя по мощности японец отстаёт практически на сотку лошадиных сил, да и вес «Хантера» существенно больше. Хотя вес не неувязка — «Галагрин» устанавливает в УАЗы трёхсотсильные восьмицилиндровые моторы 1UZ-FE и 3UZ-FE от Тоета Celsior и Crown Majesta, просто обладателю нашей машины такая мощность была не нужна.Намесив снега и попрыгав по ухабам, задиры застыли друг против друга. И вдруг в беспросветно нахмуренный денек выглянуло солнце. Как здесь не поверить в знак выше — примирение состоялось! Ворачиваясь к делам земным, зададимся вопросом: «А зачем вообщем в случае с УАЗом нужен таковой серьёзный тюнинг?» Если б на это существовал конкретный ответ, жизнь не была бы таковой увлекательной. Спорить можно обо всём, включая деньги, рациональность и итоговое удовольствие… Новый «Хантер» стоит приблизительно семьсот тыс. рублей, полная переделка по рецепту «Галагрин» — ещё полтора-два миллиона в зависимости от уровня отделки салона. За Jeep Wrangler JK третьего поколения в возрасте двух-трёх лет требуют в среднем 2–2,5 млн. рублей, а Wrangler четвёртого поколения (с две тыщи восемнадцать года) обойдётся не меньше чем в три 400 нуль рублей. Комплекс работ в ателье «Клуба 4х4», включая защитное покрытие и мягкий верх с электроприводом, потянет миллиона на полтора. Порядок цен понятен, и суммы в любом случае немаленькие. Владелец Wrangler получил в результате стильную традиционную машину с широчайшими водительскими способностями, неописуемо комфортабельную на просёлке, но достаточно гулкую и тесную. Обладатель УАЗа может гордиться не только лишь доведённой до твёрдой пятёрки наружностью джипа, но и адекватными ходовыми свойствами при емком 5-местном кузове. Ну а ангелы, похоже, в тот денек удалились выяснять дела в другое измерение, оставив непонятный им чёрно-оранжевый мир порочным людям, умеющим взмывать на тяжёлых железных машинах только ради того, чтоб потешить собственное самолюбие.
ТекстАлексей Григорьев
ФотографииАндрей Кузин
Главное, помните о покрышках, которые допускается избрать для пасмурной погоды, и это должно быть крепкие летние колеса. Для осени советуем купить зимнюю резину. Вероятно когда вы хотите эксплуатировать шины на легковых автомобилях, то купить легко резину номенклатуры "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине шин с низкими ценами "Хорошие колеса". Главное, не забывайте про шины, которые возможно избрать для пасмурной погоды, и это быть может качественные зимние шины. Для зимы советуем купить летние шины. Вероятно когда вы пожелаете эксплуатировать колеса на легковых автомобилях, то купить легко резину номенклатуры SUV в магазине колес с низкими ценами "Шины Питер".