Мерседес-бенз Unimog был задуман как военный автомобиль
Казалось бы, что может быть знаменитого в сугубо утилитарной машине? Но мрачный тевтонский гений оставил собственный отпечаток даже на этом гибриде трактора и грузовика, так что трудяга Unimog навечно занял свое место в истории мирового автопрома гибридов, способных поменять сходу легкий грузовик и трактор…
После окончания 2-ой мировой войны некие автоконцерны кинулись покорять многообещающий рынок штатской вэдовой техники.
Правда, в тот период еще никто не знал, чего конкретно желает потребитель, включая его самого. Отсюда и тяга к созданию сверхуниверсальных гибридов, способных поменять сходу легкий грузовик и трактор. Как досадно бы это не звучало, очень стремительно стало понятно, что пахать поле на джипе можно исключительно в маркетинговых целях. Более успешной оказалась мысль пойти от неприятного: сделать из трактора автомобиль.1-ый серийный Unimog U25 (1949 год)
МИРНЫЙ ТРАКТОР
Такая мысль пришла в голову Альберту Фридриху – руководителю отдела конструирования авиамоторов Daimler-Benz – еще во время войны. Многообещающей машине предстояло стать дешевенькой подменой сложным легким гусеничным и полугусеничным артиллерийским тягачам. Новый буксировщик орудий был должен иметь маленькую базу, смещенную вперед кабину (полукапотная схема) и огромные «тракторные» колеса схожего поперечника. К слову, нечто схожее к тому моменту уже издавна и удачно выпускали компании S.P.A. и Breda для итальянской армии.
Очевидно, Фридрих учел фронтовой опыт эксплуатации германских вэдовых машин, отказавшись от утонченных и не оправдавших себя технических решений вроде на сто процентов независящей подвески, управляемых задних колес, «ломающейся» рамы и тому подобного. Ставку сделали на обыкновенные и технологичные схемы, как на американских трофейных армейских вездеходах.
Реклама первых Unimog U25 делала акцент на их тракторных способностях. По драматичности судьбы львиную долю «тракторов» приобрели военные
Но война завершилась, и продолжать доводку увлекательного проекта пришлось уже под крылом конторы Erhard&Sons. В тот момент к работе подключились Генрих Ресслер (ранее он был конструктором авто движков DaimlerBenz) и инженер Ганс Цабель, который не считая всего остального к тому же выдумал заглавие – unimog. Это было смышленое сокращение германского термина UNIversal MOtor Gerät («универсальное моторизированное средство»).
Машину разрабатывали как трактор для работы в поле и на лесозаготовках, но с некими авто способностями. Вот поэтому была выбрана колея шириной одна тыща двести 70 мм, точно соответствовавшая расстоянию меж 2-мя рядами картофеля. База составляла одна тыща семьсот 20 мм. При всем этом колеса сделали узенькими, огромного «тракторного» поперечника, а для роста дорожного просвета (он составлял триста восемьдесят мм) и тяговых способностей машины применили колесные редукторы.
Unimog «тип 402» благодаря низкому центру масс отлично ощущает себя даже на крутых склонах
От артиллерийского тягача остались сборка с мотором за фронтальной осью, сокрытым под маленьким покатым капотом, кабина с откидным брезентовым верхом и маленькая грузовая платформа сзади. Подвеска – зависимая длинноходовая рычажно-пружинная, сначало с гидравлическими рычажными амортизаторами. Коробку ставили четырехступную, компании ZF. Позднее появилась КПП на 6 скоростей вперед и две вспять, которая размещалась в одном корпусе с одноступенчатой раздаточной коробкой (фронтальный мост – жесткоподключаемый). Принципиальная особенность этого корпуса – тонкий картер, не выходящий за габариты рамы, что увеличивало вездеходные свойства машины. Малая скорость составила около 3.5 км/ч. Дополнительный планетарный редуктор (по-тракторному – «ходоуменьшитель») позволял ползти малость резвее, чем 0.3 км/ч. Как раз то, что необходимо для сельхозработ. Наибольшая же скорость чуть превосходила 50 км/ч – меньше, чем у обычного грузовика тех лет, но существенно больше, чем у тракторов, которые из-за отсутствия задней подвески двигались не резвее 20–30 км/ч. Весила машина одна тыща семьсот восемьдесят кг, а полная масса составляла три тыщи 100 50 кг.
Шасси Unimog S («тип 404») отличалось от шасси обыденного Unimog тип 411в основном размерами и двигателем внутреннего сгорания
Но это было еще не все.
Оба моста получили блокируемые (с кулачковой муфтой) междуколесные дифференциалы. Карданные валы накрепко защитили от грязищи, травки и камешков чехлами-трубами, что резко повысило их ресурс. Не считая того, раму сделали довольно гибкой, что позволяло ей «играть» на неровностях. Дополняли конструкцию три вала отбора мощности: впереди, сзади и шкив для привода разных агрегатов с боковой стороны. Сзади размещалась подвеска для плуга, бороны, сеялки и остального фермерского оборудования. Поначалу она была на пневмо-, а позднее на гидроцилиндрах. Можно было заказать подвеску для оборудования и впереди.За счет собственных конструктивных особенностей машина отличалась высочайшей проходимостью. Например, она могла преодолеть подъем в 60%, перебраться через уступ до 0.5 метра.
Списанный бундесверовский Unimog S на столичной «АвтоЭкзотике»
К огорчению, скоро оказалось, что компания Erhard&Sons не обладает необходимыми способностями для производства нового «тракторомобиля». С 1947-го по одна тыща девятьсот 40 восемь год, удалость выстроить только 6 прототипов U20 — все с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 1.7 литра и мощностью 20 л. с. (отсюда и заглавие модификации) и 4-скоростной КПП. Естественно, что создателей Unimog схожее положение вещей не устраивало. Потому в одна тыща девятьсот 40 восемь году они перебрались в машиностроительную компанию Gebrüder Boehringer в Гёппингене.
Unimog «тип 404» отличался хорошей проходимостью
К концу 1950-го со сборочного сборочного потока сошло 600 экземпляров нового «универсального моторизованного транспортного средства». При всем этом бензиновый мотор уступил место легкому 4-х цилиндровому дизелю ОМ636 рабочим объемом 1.7 литра и мощностью 20 5 л. с. Мотор представлял собой дефорсированную версию мотора, устанавливавшегося на легковой Mercedes-Benz-170D.
Любопытно, что, невзирая на ярко выраженную сельскохозяйственную направленность, львиную долю нового Unimog U25 заполучили военные: французы, швейцарцы, также западно-германские пограничники. При всем этом заказов было столько, что производитель просто не справлялся. В это самое время к многообещающему проекту показал энтузиазм Daimler-Benz, и в итоге в одна тыща девятьсот 50 один году вся команда Unimog вкупе с основным инженером Альбертом Фридрихом и всем нужным оборудованием переехала на завод Daimler-Benz в Гаггенау. Здесь же было запущено создание, а количество выпущенных машин подросло с одна тыща 5 штук в одна тыща девятьсот 50 один году до три тыщи семьсот девяносто девять экземпляров в последующем. Интересно, что при всем этом Unimog некое время оставался вроде бы отдельной маркой и даже имел свою эмблему – «бычью голову». Только с середины 50-х на его решетке радиатора совсем поселилась трехконечная звезда Мерседес.
Перевернуть армейский Unimog S было достаточно трудно
ИЗ ТРАКТОРА В АВТОМОБИЛЬ И Назад
Денежные способности большого концерна дозволили стремительно развивать проект, повсевременно внося в него разные усовершенствования и дополнения. Сразу появилась модификация с удлиненной базой в две тыщи 100 20 мм (тип 402). Стандартный вариант, кстати, именовался «тип 401» (база одна тыща семьсот 20 мм). В одна тыща девятьсот 50 три году выпустили модель с закрытой обтекаемой кабиной конторы Westfalia, решенной в стиле безкапотных грузовиков Мерседес-бенз. Далее посреди 50-х рабочий объем дизеля OM636 подрос до 1.8 литра, а мощность – поначалу до 30 л. с., а потом, в 1957-м, – до 30 два л. с. при две тыщи 500 50 об/мин. Вращающий момент составлял 100 один Нм при одна тыща восемьсот об/мин. При всем этом дорожный просвет довели до четыреста мм.
Тогда же 30–32-сильный Unimog U30 получил заводское обозначение «тип 411».Как грибы после дождика появлялись комплекты оборудования, позволявшие перевоплотить Unimog в мини-экскаватор, машину для постройки и обслуживания дорог, присоединить к нему жатку, насос, сделать из него импровизированные комбайн, трелевочный трактор, кран, эвакуатор… Отличные тяговые способности превратили его в хороший тягач, способный утащить сходу несколько прицепов. Для улучшения стойкости появился вариант с увеличенной колеей. А в качестве дополнительного оборудования можно было приобрести решетчатые железные барабаны, которые просто прикручивали к колесам, повышая проходимость на слабеньких грунтах.
С середины 60-х Unimog средней и тяжеленной серий получают откидную кабину
Важной вехой в истории Unimog стал одна тыща девятьсот 50 5 год, когда инженеры Daimler-Benz подготовили необыкновенную модификацию грузоподъемностью 1.5 тонны для только что показавшегося бундесвера. Забегая чуток вперед, отметим, что армейский Unimog охотно брали и многие другие страны. А так как военным требовался не столько трактор, сколько грузовой автомобиль, в конструкцию модели четыреста одиннадцать пришлось внести суровые конфигурации.
1-ое и самое главное: новый Unimog Super U82 (он же «тип 404») резко подрос в размерах. Длину прирастили с три тыщи четыреста шестьдесят мм (для «короткого» 411) до четыре тыщи девятьсот 20 5 мм. Ширину – с одна тыща 600 30 до две тыщи 100 40 мм. Из-за этого, также благодаря низкому центру масс U82 мог двигаться без опрокидывания даже при наклоне в 30 градусов. И это при том, что высота также выросла – с две тыщи 30 5 до две тыщи 500 30 мм. Базу с одна тыща семьсот 20 мм довели до две тыщи девятьсот мм. При всем этом Unimog S получил новейшую просторную обтекаемую кабину. При этом не только лишь с брезентовой крышей, да и вполне закрытую. Часть кабин оснащалась радиальный турелью для пулемета.
После выставки «Автосервис-83» в Киеве появилось несколько новых Unimog
Главных версий военного Unimog предлагали 5: бортовой грузовик, фургон для установки радиостанции, санитарная версия, модель со сдвоенной кабиной и шасси для бронеавтомобиля (они в главном шли на экспорт). Не считая того, выпускали разные пожарные машины и даже самоходные макеты БТР и русского танка Т-54 для большей реалистичности учений.
Подходящего по весу, габаритам и мощности дизеля не нашлось, потому «тип 404» оснастили бензиновым дефорсированным шестицилиндровым мотором М180 рабочим объемом 2.2 литра и мощностью восемьдесят два л.с. (при четыре тыщи восемьсот 50 об/мин) и вращающим моментом 100 40 девять Нм (при три тыщи двести об/мин) с 2-мя карбюраторами Zenith 32. К слову, близкий по конструкции движок устанавливали на легковые авто Мерседес-бенз. Позднее, в одна тыща девятьсот 70 один году, появилась еще больше мощная версия с мотором М130 (2.8 литра, 100 10 л. с.). К слову, бензиновые моторы на штатские версии не устанавливали.
Семейство «Унимогов» и унифицированных с ними тракторов MBTrac конца 70-х. На первом плане томные семейства, на заднем – легкие
Коробка Super U82 не перетерпела особенных конфигураций в сопоставлении с базисной моделью. Вот только планетарным «ходоуменьшителем» автомобиль комплектовали в исключительных случаях. Но даже в таком обрезанном варианте армеец мог повытрепываться спектром скоростей от 5 км/ч до девяносто 5 км/ч. При всем этом быстроходный Unimog S получил новые тормоза с вакуумным усилителем, новое легкое управляющее типа «винт–шариковая гайка» и (сразу с 411-й моделью) телескопические рессоры.
В конце 50-х Unimog четыреста одиннадцать обзаводится уже собственной своей закрытой кабиной, как у военных модификаций. В это время все семейство универсальных тс получает вполне синхронизированные КПП.
Сначала 60-х на него начинают ставить новый дизель мощностью 30 четыре л. с. После этого «тип 411» (U34) во всей красоте собственного угловатого дизайна, не достаточно изменившегося с одна тыща девятьсот 40 восемь года, продолжают выпускать прямо до одна тыща девятьсот 70 два года. Потом его совсем унифицируют с более современными моделями. Модернизированный легкий U34 простоял на конвейере до одна тыща девятьсот 70 семь года.В 80-х годах мощность тяжелых Unimog вроде этого U2100 выросла практически в 10 раз в сопоставлении с
первой моделью 40-х годов
Интересно, что в том же одна тыща девятьсот 70 два году Daimler-Benz в один момент представил реальный трактор MB Trac, очень унифицированный с Unimog. Выпускали его прямо до одна тыща девятьсот девяносто один года.
БОЛЬШЕ И Сильнее
В одна тыща девятьсот шестьдесят три году появился 1-ый большой Unimog «тип 406», по своим размерам и чертам занимающий среднее положение между легким «типом 411» и армейцем («тип четыреста четыре (S»)). Эту версию оснащали шестицилиндровым дизелем рабочим объемом 5.7 литра и мощностью шестьдесят 5 л. с. (при две тыщи 500 50 об/мин) с вращающим моментом двести 30 5 Нм (при одна тыща 600 об/мин). Спектр его скоростей был скромнее – от 4.3 до шестьдесят 5 км/ч, а грузоподъемность составляла 1750–2000 кг. Увлекательной особенностью стала вогнутая в центре рама, что позволило более комфортно расположить запаску.
После возникновения «типа 406» семейство Unimog разрастается просто взрывообразно. Возникают новые легкие модели с различной длиной базы на все случаи жизни («тип 421», U45, и «тип 403», U54), также тяжкий «тип 416» (база две тыщи девятьсот мм) с мотором мощностью восемьдесят л. с., а потом 90–110 л. с. и даже 100 20 5 л. с. – дизельный аналог Unimog S. При этом предлагали варианты как с обыкновенной, так и со сдвоенной кабиной. Вобщем, перечисление всех модификаций полностью потянет на отдельную статью.
В СССР «Унимоги» работали в главном как под метательные машины летом и как снегоочистители зимой
В 60-х Unimog получает откидную кабину, пневмогидроусилитель тормозов (с конца 60-х тормоза двухконтурные), гидроусилитель руля, гидропривод подвески рабочего оборудования. По заказу можно было сразу оснастить машину и пневмоприводом. Автомобиль-трактор сейчас интенсивно употребляют как малый маневровый локомотив (зачем его оснащают дополнительными колесами с ребордами) в коммунальном хозяйстве. Перечень оборудования только для дорожно-коммунальной версии зашкаливает за три тыщи наименований!
В одна тыща девятьсот 70 семь году Unimog получает угловатый капот и увеличенную кабину. Она оказалась настолько успешной, что, пережив маленькой рестайлинг, выпускается до сего времени. Переход на новейшую кабину происходит равномерно – прямо до конца 80-х все еще продавались модели в древнем обтекаемом дизайне начала 60-х. В том же году все машины семейства Unimog, включая тракторы, получают дисковые тормоза на всех колесах. КПП стали восьмискоростными, да к тому же с делителем (итого шестнадцать передач), а малая скорость свалилась до 0.1–0.15 км/ч. Не считая того, изменяются индексы. Сейчас цифра в заглавии обозначала округлую мощность, умноженную на 10. Например, старенькый легкий U52 стал U600, средний «тип 406» U84 стал U900. Самый мощнейший «тип 425», он же U125, перевоплотился в U1300. Длиннобазные модификации обозначались литерой L.
Даже средний Unimog U65 хорошо справлялся с обязательствами маневрового локомотива (1966 год)
Именная такая версия Unimog U1300L грузоподъемностью две тонны пришла на замену старенькому вояке – модели четыреста четыре – в одна тыща девятьсот 70 восемь году.
Она получила шестицилиндровый дизель рабочим объемом 5.7 литра и мощностью 100 30 л. с. (при две тыщи восемьсот об/мин) с вращающим моментом триста 50 девять Нм (при одна тыща восемьсот об/мин). Скорость сейчас колебалась в границах от три до восемьдесят км/ч, а габариты составляли 5540х2300х2750 мм, при этом клиренс опять прирастили – сейчас до четыреста 40 мм.Интересно, что с одна тыща девятьсот 70 три года Daimler-Benz начинает интенсивно продвигать свои авто в СССР. На русских дорогах возникают седельные тягачи с трехлучевой звездой, а чрезмерное увлечение роскошными легковыми Мерседес-бенз станет дополнительным пт уголовных дел, возбужденных уже при Юрии Андропове в отношении неких соратников «дорогого Леонида Ильича». При всем этом умеренные Unimog с оборудованием для подметания улиц летом и снегоочистителями зимой расслабленно наводили порядок на улицах Москвы, а после очередной «мерседесовской» выставки в одна тыща девятьсот восемьдесят три году – и в Киеве. Как досадно бы это не звучало, пользующимися популярностью у нас рабочие Unimog так и не стали. Не в последнюю очередь из-за очень высочайшей цены, сопоставимой с седаном S-класса. Зато списанные из армий чуть не всей Европы модели S и 1300L – одни из самых возлюбленных вэдовых автомобилей российских покорителей томного бездорожья. Тем более что привести в порядок эти обыкновенные, без какой-нибудь электроники авто не так трудно. Не то что новое поколение Unimog с электрическим впрыском дизельного горючего common rail и коробкой, управляемой опять-таки электроникой.
Грузовые Unimog эталона одна тыща девятьсот 70 семь года отличались прекрасной проходимостью и могли забраться на 100% подъем
Ну что сказать, не забывайте про колеса, которые возможно облюбовать для зимнего сезона, и это может быть будут надежные зимние колеса. Для весны рекомендуем купить новые колеса. Безусловно если вы захотите эксплуатировать шины на джипах, то купить возможно колеса категории SUV в магазине колес с низкими ценами "Склад Шин". Безусловно, помните о покрышках, которые позволительно заказать для зимнего сезона, и это по возможности великолепные летние шины. Для осени рекомендуем купить зимние покрышки. Так же В том случае, когда вы захотите эксплуатировать покрышки на легковых автомобилях, то купить легко покрышки номенклатуры класса "внедорожников" в интернет магазине шин с дешевыми ценами "Шины Питер".