пятница, 4 октября 2019 г.

Про Иран говорят различные небывальщины


Про Иран говорят различные небывальщины

Съездить в Иран можно по-разному. Удобнее всего, конечно, на самолете. Но это гарантированное средство не узреть и не осознать ничего, о чем можно было бы позже поведать. Ибн Баттута, величавый путник XIV века, передвигался по Ирану на верблюдах.

Нить маршрута: Москва – Саратов – Казахстан (Индер, плато Устюрт, Бейнеу) –

Про Иран говорят различные небывальщины

Узбекистан (плато Устюрт, Каракалпакия, Нукус) – Туркменистан (Кёнеургенч, Дашховуз, пустыня Каракумы, Ашхабад) –

Иран (Нишапур, Сабзевар, пустыня Деште-Кевир, пустыня Деште-Лут, Бам, Шабахар, Бандер Абаз, Шираз, Исфахан) –

Азербайджан (Астара, Сумгаит) – Наша родина (Дербент, Махачкала, Элиста, Волгоград, Москва).

 Всего по различным дорогам и без их пройдено тринадцать 715 км. Пересечено 6 границ  5 суверенных стран.

Истрачено около 5.5 тонны дизтоплива на три автомобиля. Время в пути без единой «дневки» – 30 суток.

Шел медлительно, годами, зато его жизнеописание читают вот уже практически семь веков на одном дыхании. Мы избрали нечто среднее – авто завышенной проходимости, невзирая на то что дороги в Иране хорошие. Хотелось не просто обогнуть Каспийское море по автобану вдоль пятисоткилометровой курортной зоны, да и пересечь две большие иранские пустыни, ополоснуть баллоны в Индийском океане, а уже  позже насладиться достопримечательностями старой страны.

ВПЕРЕД В Прошедшее!

Естественно, нельзя сказать, что мы ничего не знали об Иране. Быстрее напротив, усиленно готовились к экспедиции, беря во внимание и природу, с которой предстоит повстречаться, и обычаи, и даже грунты. И главное, что заблаговременно было точно понятно и что обычно интересует практически всех – в чем там нужно ходить дамам. А дамам нужно ходить в хиджабе. Это не только лишь платок, как задумываются многие, а некоторый стиль (платок, легкий плащик либо туника до колен, время от времени покрывало, длинноватая юбка до земли либо штаны), который должен подчеркивать скромность и, как ни удивительно, женственность. Обычай для нас странноватый, но имеющий глубочайшие исторические и религиозные корешки, и не нам размышлять над его смыслом, а тем паче осуждать. Трудность в том, что такую одежку нужно раздобыть еще в Москве, так как уже на границе необходимо показаться конкретно в ней и не снимать до выезда из страны.

На данный момент, возвратившись и следя за интонациями, с которыми СМИ самого различного толка освещают иранскую жизнь, понимаешь, что до путешествия и сам смотрел на эту страну вроде бы чужими очами. И как бы в прессе нарочито нейтральные сообщения, но все равно в их ощущается сокрытая злость, этакий коктейль из «мрака средневековья, одичавших обычаев, угнетенных дам и злосчастных детей». Само мало двое членов экспедиции так и не отважились сказать близким, куда движутся. Других же родственники провожали со слезами на очах.

Уже на границе меж Туркменистаном и Ираном, высоко в горах, столкнулись с первой и очень суровой неувязкой – глухим языковым барьером. Перед поездкой приходилось слышать либо читать, что в Иране нередко молвят по-английски и еще почаще по-русски. Это заблуждение! Вобщем, через некое время от полной безысходности мы научились разъясняться на пальцах, а позже выучили несколько слов из разговорника. И очередной неожиданностью оказалось, что числа в Иране тоже пишутся совсем не потому что в остальном мире, и год там на данный момент, оказывается, 1388-й…

ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ

Чтоб зайти в окруженную горами пустыню Деште-Кевир (длина 500 км, ширина двести 50 км), преодолели км 100 по проселкам, при этом последние 30 из их уже были этой самой пустыней, до малеханького, утопающего в пальмовой роще оазиса Торуд. Тут собирались восполнить припасы хлеба, арбузов, дынь и воды. Еще издалека на фоне пальм рассмотрели странноватое зрелище – перпендикулярно нашему маршруту на полном скаку несутся 10-ка два всадников в доспехах средневековых персидских воинов. Решили, что это какой-либо народный праздничек, и с энтузиазмом двинулись в том же направлении. Как выяснилось чуток позднее, уже 5-ый год здесь снимается исторический сериал и киношникам оставалось сделать последний дубль конной атаки. 50-градусная жара, команда «Мотор!» и… в этот момент прямо на камеры из-за песочных бугров выезжают три разрисованных внедорожника… В особенности были опечалены продюсеры Махмуд и Максуд.

Про Иран говорят различные небывальщины
Все же они здесь же предложили нам кофе, за которым и поведали о собственной незавидной доле с этим нескончаемым кино. Кому-то Канны, а кому-то жара в пустыне…

ЛИПКИЕ БАРХАНЫ

Чуть затарились припасами, как попали на глаза полицейскому, который обходительно препроводил в полицейский участок. Сначала начальник никак не мог осознать, как мы тут оказались, а позже – что с нами делать. В конечном итоге сняли копии паспортов, расспросили, куда едем. Произнесли, что через пустыню дороги нет, и верно указали на шоссе. Но мы-то знали, что древняя караванная дорога есть! И отъехав километра два по асфальту, свернули с него. А еще через десяток км головная машина уже плотно посиживала на брюхе в плотной, как замазка, грязищи красочной соляной речки, ослепительная белизна которой здесь же окрасилась в мерзкий цвет. Осторожно и не без усилий «отлебедились» вспять и решили находить объезд этого «милого» бродика. Нужно признать, что в пустынях, вопреки расхожим образам из школьных учебников географии о чистейших рассыпчатых барханах, грязищи в обилии. Жутка она множеством соли и собственной смесью, которую не берет лопата. И часто совсем нереально, пока не влетел по «самые уши», распознать, где грязюка, а где жесткая поверхность. Ощущаешь, начинает подсасывать на как бы сухом и ровненьком участке, увеличиваешь скорость в надежде перескочить каверзное место, а оно не кончается, скорость падает, и начинаешь медлительно прилипать. В пустыне необходимо как минимум три автомобиля. В случае чего один можно бросить…

Еще км через 10, основательно углубившись в адское пекло, решили сфотографироваться на фоне его безграничных огнедышащих просторов. Здесь и увидели в небе стремительно приближающиеся три пыльные струйки. А еще через минутку оказались в окружении 3-х кроссовых байков и 6 людей в хаки и платках, скрывающих лица, с автоматами и наручниками. Когда же они сняли платки, выяснилось, что это наши «друзья» из полицейского участка. Старший, знавший несколько слов по-английски, ясно и ясно, как для малеханьких малышей, произнес: «Ш-о-с-с-е там! А там (он показал на солончак впереди) – ад! Hell!» Почему-либо сейчас мы все сходу сообразили и под конвоем рачительных взрослых возвратились на асфальт. Честно сказать, было неловко, что принудили полицейских беспокоиться. Они были правы: пересекая Деште-Кевир по пустой трассе, мы узрели своими очами, что эта пустыня, а на самом деле большой солончак, одно из самых мерзких мест, где довелось когда-либо побывать.

УЛЫБАЮЩИЕСЯ ПЕЙЗАЖИ

Обычно в других странах местные обитатели в глубинке сходу обращают свое внимание на раскрашенные и накрученные всякими лебедками экспедиционные болиды. В Иране же, невзирая на довольно одинаковый и убогий парк личных автомобилей, в каком преобладают аналоги «Жигулей» – машинки Saipa местного производства, наши вседорожники совсем не завлекали внимания. Всех заинтересовывали только мы сами, наш маршрут, наши задачи. Если был нужен хлеб – безвозмездно несли его. Если понимали, что у нас трудности технического нрава (подварить чего либо детальку какую выточить) – одномоментно оказывались рядом и сварочный аппарат, и токарный станок, при этом за совершенно символические средства.

Про Иран говорят различные небывальщины
Ну и мастера они отменные – такие когда-то были в Союзе, когда машина покупалась один раз на всю жизнь и было надо почти все уметь делать самому. Когда «кипели» на перевале без разлетевшейся крыльчатки, собрались сделать щель для обдува. Открыли капот и, подложив пустые баклажки из-под воды, начали его привязывать. Мимо проезжали два крестьянина на полугрузовичке. Одномоментно оценив заморскую неумелость и слабую веревку, молчком вынули откуда-то более крепкую, забрались на крыло, завязали и уехали. Мы и сказать ничего не успели… А стоило чуток замешкаться у магазина либо на заправке, как здесь же кто-либо предлагал у него переночевать либо вообщем тормознуть на некоторое количество дней. Такое чувство, что возникновение путников делает этих людей практически счастливыми. Спрашивать было неловко, но вероятнее всего это некий древний персидский обычай – всячески помогать странствующим. Во всяком случае так было уже во времена Ибн Баттуты. Сказать, что действительность оказалась не совершенно такая, как виделась из Рф, – не сказать фактически ничего. Мы будто бы живем в различных плоскостях, в различных временах и местах. Даже в огромных городках туристы замечают совсем необыкновенную для нас благожелательность иранцев, а в провинции она приобретает нрав какого-то неизменного улыбающегося пейзажа.

КАМЕННОЕ МОРЕ

В другую пустыню – Деште-Лут (длина 500 50 км, ширина двести км) – попасть оказалось более трудно. Ну никак не могли отыскать посреди нагромождения скал и барханов из темного песка дорогу, отлично обозначенную на картах, но, по всей видимости, старенькую и издавна неезженную. Блуждали полдня по предпустынным окраинам, а нередко вообщем по девственным ландшафтам, которых еще не касалась резина ни одной марки. Пересекали полувысохшие соленые реки, «грелись» не один раз. Время от времени километра на полтора уходили пешком впереди машин по мягенькому, белоснежному от соли руслу реки, проверяя возможность проезда. И все бы ничего, но если в тени плюс 48, то сколько на солнце? Но отыскали! Это была исчезающая колея, на которой время от времени встречались следы какого-то доисторического грейдера, прошедшего тут в эру динозавров. А вокруг мистические марсианские виды. В этом смысле, пожалуй, все каменистые пустыни мира похожи. В некий момент под нами оказалась просто земля в виде шара: сколько ни всматривайся на все триста шестьдесят градусов, глазу зацепиться не за что – ни гор, ни растений, ни миражей. Ничего! На десятки  км, как в море. Только маленькая галька на жесткой пыльной поверхности. Ранее много и с наслаждением читал, сидя дома в комфортном кресле, книги опытных про разные замудренные методы выживания. Искусно боролся вкупе с создателем за его жизнь и постоянно побеждал, вооруженный его уроками.

Про Иран говорят различные небывальщины
Не желаю расстраивать оптимистов, но спастись тут, если окажешься один, нельзя…

ЭПИЦЕНТР

В этом необыкновенном месте мы и решили устроить ночлег. Каково же было удивление, когда, чуть выйдя из машин, стали мишенями мошки, похожей на нашу северную, а достав припасенные арбузы, и просто обыденных мух. Откуда они берутся в этом мертвенном крае – пока внушительно не ответил ни один биолог. К счастью, после захода солнца все насекомые пропали. Но если в других пустынях ночкой обычно становится существенно прохладнее, в этой температура с 40 семь в тени снизилась всего-то до 30 девять градусов. Зато просто отсутствие солнца в самом центре Деште-Лут – это уже величавое благо!

Весь последующий денек ушел на то, чтоб выкарабкаться к людям. Из карт знали, что на пути повстречается большой солончак (хотя даже спутниковым снимкам тут доверять не стоит – дороги то вносит, то смывает), но что придется форсировать реальный стометровый брод в соленой реке, как-то внимания не направили. И, честно сказать, были неприятно озадачены, еще помня недавнешние трудности «лебежения» в очень липком грунте совершенно малеханькой белой речки. Пришлось в галлактическую жару в центре пустыни натягивать… болотные сапоги и находить правильную линию движения! На другой стороне нашли бивуак из пальмовых бревен с остатками старенького кострища и сотками проржавевших консервных банок. Похоже, путешественники неделями ожидали здесь подходящего времени для переправы…

ИРАНСКИЕ ДЖИПЕРЫ

Может быть, кого-либо изумит, но в Иране есть наши единомышленники. Мы с ними даже выпили чаю: в стране полный и абсолютный сухой закон, нарушать который никому не рекомендуем! Достойные внимания ребята на увлекательных автомобилях. В главном это Land Rover всех годов выпуска (в Иране был сборочный завод LR), 1-ые Range Rover, TLC от 70-й и ниже, конечно, Nissan 160–260-х серий (завод находится в самом Иране) и огромное количество клонов Willys индийского производства. Есть и дружественные покатушки, и триалы, и джип-спринты. Особенно другое! Казалось бы, пустыни вокруг, рай для джиперов, а им даже в голову не приходило туда заглянуть. Когда мы ведали о собственных похождениях, на нас смотрели как на сумасшедших смертников. Просили прислать видео и фото, потому что, похоже, словам все таки не поверили. Основная сфера их интересов – горы, где зимой и летом можно повстречать на старенькых заброшенных дорогах в обилии грязюка, снег, оползни, разрушенные мосты и камнепады. С этими приключениями можно ознакомиться на хорошем веб-сайте delfanoffroad. Он хоть и на фарси, но все интуитивно понятно. Так что добро пожаловать в этот мир! А сейчас уже и в наш тоже… 

Путникам на заметку

О дорожном движении

Общеизвестно, что в Рф ездят плохо и бестолково. В Иране ездят в 10 раз ужаснее. Такое чувство, что правил тут вообщем не существует. Каждый старается пролезть первым. При выезде на главную дорогу никому даже не приходит в голову поглядеть, не едет ли там кто-то.

Про Иран говорят различные небывальщины
За 6 тыщ 600 восемьдесят девять км по стране мы так и не сообразили, кто кого пропускает на радиальном движении. В городках главную опасность представляет стршное количество мотоциклистов, которые передвигаются во всех направлениях сходу, в том числе и по встречной полосе. Но же мы никогда не увидели при всеобщем подрезании и пролезании ни мельчайшей злости, ни неблагопристойных жестов, ни возбуждения, ни разборок. Они просто так живут и по-другому езды не мыслят. Может быть, предпосылки кроются кое-где в древности, в узости улочек обычных городов, в исконной толкотне восточных базаров и транспортно-ослиной путанице рыночных площадей. Но вот что осознать решительно нереально, так это езду без фар и габаритов фактически до полной мглы в всякую погоду.

О жаре и технике

В Иране вправду горячо. Кондюк же в пустыне совсем никчемная вещь. Не много того что он отрешается работать, так к тому же мешает. В некий момент на одной из машин мы уже желали не только лишь выбросить силовой бампер для наилучшего обдува, да и удалить радиатор кондюка, который не давал в полную силу работать основному. А в первый раз лицезрев, длительно смеялись по поводу туземного обычая укутывать «торпеды» автомобилей и бензобаки байков белоснежной овчиной мехом наружу. Позже сообразили, что это очень удобно – по другому пластик плавится, а баки не открываются. На одной из заправок на окраине пустыни нам пришлось высверливать намертво присосавшуюся крышку заливной горловины. И давление в баллонах нужно непременно снижать. На таковой жаре оно увеличивается на несколько делений манометра.

Просто советы

Постарайтесь, чтоб наклейки на  автомобиле несли внутри себя понятную информацию о том, кто вы, откуда, куда и для чего едете. Это очень помогает на блокпостах, границах, ну и просто в разговоре с людьми.

При сборах в пустыню креплению «шмурдяка» стоит уделить самое тщательное внимание. Невзирая на все предупреждения, в одной из машин с места сорвалась канистра с соляркой, лопнула и залила весь багажник.

Думаю, все уже знают, что в суровую экспедицию нужно брать только железные ящики. Но они не должны быть дешевенькими!  Узкий материал рвется, заклепки не выдерживают, ручки, замки, крышки отваливаются, и консервные банки из неотклонимого продуктового НЗ (исключительно в нашей машине он весил 20 три кг) свободно парят по салону.

Никогда не фотографируйте полицейских (во всяком случае, без спроса), полицейские участки, кутузки и вообщем строения с колющейся проволокой по периметру. Велика возможность, что здесь же попадете внутрь, как это и случилось с нами. Ну законы у их такие…

Техно поддержка экспедиции и подготовка головного автомобиля осуществлялись  официальным

 дилером Land Rover в Москве – салоном «Автопассаж»,

lr.autopassage, тел. (495) триста шестьдесят три 9779

Ну что сказать, помните о покрышках, которые не запрещается приобрести для зимнего сезона, и это быть может новые зимние покрышки. Для весны советуем купить хорошие колеса. Вероятно ежели вы пожелаете эксплуатировать шины на грузовых авто, то купить возможно шины направления класса "внедорожников" в магазине резины с дешевыми ценами "Питер Шина". Так же не забывайте про резину, которую не запрещается взять для лютых морозов, и это по возможности фирменные зимние шины. Для лета рекомендуем купить летние шины. В прочем при условии,что вы захотите эксплуатировать покрышки на кроссоверах, то купить возможно покрышки артикула класса "внедорожников" в интернет магазине колес с лучшими ценами "4 Точки шины".