пятница, 4 октября 2019 г.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру


Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру

Памир – это высоко, особенно и даже, пожалуй, немного тревожно. Не достаточно кто отважится отправиться туда из Рф своим ходом. А нежели к тому же на российском автомобиле, да с семейством… И все же не перевелись еще в нашем отечестве отчаянные люди, доказывающие своим примером, что не все неведомое жутко.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру

Нить маршрута:

Москва – Волгоград – Ахтубинск – оз. Баскунчак – Селитренное – Красноватый Яр – погранпереход Котяевка (Наша родина/Казахстан) – Жанбай – Индеборский – оз. Индер – Карабау – Караколь – Миялы – Сагыз – Дияр – Бейнеу – погранпереход Акжигит (Казахстан/Узбекистан) – Каракалпакия – Кунград – Муйнак – Нукус – Ургенч – Хива – Бухара – Карши – Гузар – Сайроб – Байсун – Омонхона – Юрчи – погранпереход (Узбекистан / Таджикистан) – Душанбе – Обигарм – Калайхусейн – пер.Хабуработ – Хорог – Андароб – Гарм Чашма – Ишкашим – Дарша – Лангар – пер. Харгуш – оз. Булункуль – оз. Яшилкуль – Аличур – Мургаб – пер. Ак-Байтал – оз. Каракуль – пер. Кызыл-Арт – погранпереход (Таджикистан/Кыргызстан) – Сары-Таш – Ош – Джалалабад – Таш-Кумыр – Сары-Челекский заповедник – Токтогул – пер. Отмек – Талас – погранпереход Гродиково (Кыргызстан/Казахстан) – Шымкент – Туркестан – Кызыл-Орда – Аральск – Новоказалинск – Актюбинск – погранпереход Жайсан (Казахстан/Наша родина) – Оренбург – Самара – Пенза – Рязань – Москва

Нахрапистый «УАЗ» «Патриот» повсевременно провоцирует раздвинуть горизонты. И вот нас уже обдувает свободный ветер, по ту сторону окон проносятся среднерусские просторы, затоны Ахтубы, плоские берега Каспия. У сине-соленого озера Индер встречаемся с экипажем Chevy Niva. Вместе преодолеваем дикие казахстанские степи, плато Устюрт, Туранскую низменность Узбекистана и на двенадцатый денек, когда жара добивается сорока 9 градусов, подкатываем к  южным отрогам Гиссарского хребта Памиро-Алайской горной системы.

ПРЕДВЕСТНИКИ ГИГАНТОВ

Дорога то подымается на километр, то спускается в равнину. По склонам гор рассыпаны стада из белоснежных и темных крапинок, из земли торчат срезы массивных наклонных пластов. Это еще не Памир, но масштабы грядущего уже ощущаются. После 2-ух недель езды по плоскости восприятие тут обновляется, как в 1-ый денек пути. Кишлаков много, в их бурлит жизнь. Вдоль обочины стоят лотки с пирамидами из белоснежных шариков сухого кисломолочного хурута, который еще античные вояки брали в далекие походы.

На ночлег пристроились у лечебного источника  Омон-Хана в 10-ке км от трассы. Днем заправились минералкой и поплыли по горно-степным пейзажам. На постах тормозят, записывают номера машин, адреса, фамилии и пункт предназначения. На подъезде к границе Таджикистана задул сильный ветер с юга – «афганец». Небо заволокло темнотой из мельчайшей пыли, и тускнеющее бледное солнце скоро совершенно растворилось в ней.

ПО ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ДОРОГЕ

Не считая нас пограничный переход пробовала преодолеть только фура из далекого зарубежья (соседей-узбеков на собственных авто в Таджикистан не пускают). В Душанбе получили ранее заказанные пропуска в приграничные районы. Осязаемо подняли тонус в жарком радоновом источнике Обигарм. Отсюда началась горная дорога, двенадцать годов назад пережившая войну.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру
Это ощущается по колдобинам и разбитой военной технике на обочинах. Подъемы и спуски прижаты к крутым склонам, ехать может быть только на первой–второй передаче. Водителю не так страшно, он за руль держится и глядит в главном вперед, а летящий над пропастью штурман испытывает на для себя эту ужасную красоту по полной программке.

ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА

По мосту переехали через бурную реку Обихумбоу. В шайхане кишлака Калайхусейн владелец Файзутдин  предоставил для ужина и ночлега достархан, пригласил остаться половить форель и поохотиться на горного козла. Но мы отказались от приглашения, и утро застало нас в пути. Дорожный рабочий в одиночестве брел по дороге и скидывал камешки, свалившиеся с гор. На деньке ущелья заржавевала раскуроченная бронетехника. Начался длиннющий подъем на Дарвазский хребет, посреди луговых склонов которого высятся свечки эремурусов, фиолетовые сплетения каких-либо многолетников, а дорогу то и дело пересекают лохматые длиннохвостые сурки. Серпантины ведут через ручьи, сбегающие с тающих вершин.

Красочный перевал Хабуработ (3262 метра) считается воротами Памира. Тут обычно безлюдно, потому мы были очень поражены, когда на спуске повстречали хрупкую даму с ранцем – журналистка из Голландии  держит путь в Тибет и уже девять месяцев идет от дома пешком. Пообщались и с жилистым загорелым свободным велосипедистом из Австрии, которому за шестьдесят.

Местный обитатель предупредил, чтоб от дороги не отходили, потому что можно подорваться на мине. Вправду, на обочине установлены плакаты «Не разминировано». У поселка Рузвай закрытый мост в Афганистан, около него разбитая БМП.  Поражает сочетание узенькой, на одну машину, дороги под высокими, местами более километра, крутыми склонами. Связь меж экипажами по рации нередко прерывается горами. Прямые участки менее двухсотен метров, огораживаний нет, и к встречной машине нужно быть всегда готовым.

«Афганец» потихоньку слабнет, и горные верхушки приметны все лучше. На другой стороне Пянджа афганские хребты Сафедхирс и Лаль. Отлично видна  прижатая к вертикальным горам тропа (овринг) над пропастью, местами из хвороста, как подвесной мост. Даже глядеть жутковато на идущего по ней афганца в черном платьице. В устьях ручьев каждый клочок более-менее горизонтальной земли ухожен и обрамлен каменными стенами в виде ступеней и ярусов. На низкие заборы из валунов уложены ветки с шипами заместо колющейся проволоки – защита от козлов, поедающих деревья. В кишлаке Вотхуд добывают белый мрамор, распиливая гору алмазной цепью длиной метров 20. Бригадир объяснил, что производится заказ для олимпийского Сочи, хотя рентабельность низкая, потому что электричества нет.

ИЗ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ

Памир – широкая страна в Центральной Азии, откуда расползаются самые высочайшие в мире горные системы, включая Каракорум, Гималаи, Гиндукуш и Тянь-Шань. Хотя Памир находится в субтропическом поясе, огромный перепад высот вызывает высотную зональность и гарантирует суровость климата. Тут только 3% площади применимо для жилища. Население Памира с стародавних времен занималось животноводством, земледелием, ткало ковры, добывало серебро и драгоценные камешки. Сюда дошел Александр Македонский, свои свидетельства об этой местности оставил Марко Поло. В IX веке арабы подчинили для себя западный и южный Памир, а позже и его центральную часть.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру
Зороастризм и буддизм сменились исламом. О старой истории сейчас напоминают еще сохранившиеся остатки массивных стенок. Крепость Кахкаха защищала Ваханский участок Величавого шелкового пути. Оказалось, в ней и на данный момент размещается погранзастава, и часовой махал нам руками, чтобы удалялись.

В одна тыща восемьсот восемьдесят 5 году по Памиру прошел маленький русский военный отряд. Сейчас Памир вписывается в границы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Столица ГБАО Хорог, она же ее единственный город, находится в равнине реки Гунт на высоте более 2-ух км. Русскими сначала прошедшего века тут в первый раз были открыты школа для местного населения и фельдшерский пункт. А 1-ый автомобиль пробрался сюда в одна тыща девятьсот 30 один году.

ИСТОЧНИКИ ЗДОРОВЬЯ

На Памире более 100 лечебных источников. В 40 км от Хорога свернули в Гарм Чашму, и на западном склоне Шахдарьинского хребта (высота две тыщи триста 20 5 метров)  нашим взглядам открылся белоснежный пьедестал из сосулек, выкормленный стоками жарких подземных смесей.  Температура воды на выходе из грифонов около шестьдесят градусов, а в ваннах колеблется от 30 до 50 градусов, и  люд снимает  здесь кожные задачи. Лагерь же разбили у другого источника, нарзанового. Местный паренек горстями предлагал сапфиры, рубины и бирюзу, убеждая, что они тоже полезны для здоровья.

Побывали и в Ямчуне, что в 7 километрах от кишлака Тургоз. Купальни тут в виде звонких летящих гротов, в каких из скал лупят жаркие источники. Вода напитана элементами таблицы Менделеева, вылечивает желудок, почки, бесплодие.  И вправду, местные дамы здоровы, красивы, женственны, с нравом на лицах, прямо потомки лермонтовской Беллы.

ПАМИРСКОЕ Радушие

Местный люд очень приветлив и нередко зовет в гости «почайковать». В кишлаке Даршай, расположенном в равнине меж хребтами Шахдарьинским и Гиндукуш, не устояли перед приглашением и заночевали в реальном памирском доме –чиде. Просторный зал восемь на восемь метров, потолок подпирают 5 колонн, символизирующих членов святого семейства пророка: Мухаммеда, Фатиму, Али, Хосана и Хусейна. Стульев и  кроватей нет, а в центре крыши  отверстие в виде домика – для света и вентиляции. На ужин картошка с ржаными лепешками и рассказы владельца Султан-бека. Отсюда по тропе через семь км можно выйти к леднику пика Маяковского. Работать не считая как на своем огороде негде, а пенсия всего двести рублей. Все, кто может, движутся в Россию на заработки и по 100 баксов за месяц присылают домой.

Сказал также, что они исмаилиты. Их духовный фаворит царевич Ага Хан IV живет в Великобритании. Он выручал горцев от голода в недавнюю штатскую войну, присылая продукты. Его портреты висят в каждом доме, время от времени рядом с Лениным. В отличие от других течений ислама исмаилиты не фанатичны, обычаи в культ не строят, российских за неправильных не считают, одеваются по-европейски, мечетей не строят, даже дамы молятся совместно с мужиками. Засыпали же мы под российский сериал, который здесь же смотрело семейство. 

ВАХАНСКИЙ КОРИДОР

Машины на этой дороге встречаются изредка, люди меж населенными пт прогуливаются пешком, а это 10-ки км. Тут соединяются две речки – Вахан и Памир, образуя  реку Пяндж, которая позже станет Амударьей. Сходу за кишлаком Лангар крутой серпантин вывел на высоту около четыре тыщи метров.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру
До последующего жилища более 100 км по усыпанному галечником нагорью. Тут в первый раз мы узрели внеземные пейзажи – пустынные, гладко уходящие во темноту хребты, дюны из песка илистого цвета, галлактическое безмолвие и безвременье. Накатило чувство, что мир остался кое-где далеко-далеко понизу, и стало понятно происхождение наименования «Крыша мира» (на фарси звучит как «Па-ми-ихр»).

Зона эта и в военно-стратегическом отношении особая. Узенький бассейн реки Вахан был определен российско-британским соглашением одна тыща восемьсот девяносто 5 года за Афганистаном в качестве буферной местности – империи не вожделели иметь общие границы меж своими колониальными владениями. По карте видно, что отсюда до Пакистана через Афганистан птице лететь менее 50 км, до Индии  – 100, а до Китая – 150. После кропотливого контроля документов на заставе Харгуш (ощущается, что незнакомая машина здесь уникальность) уходим в направлении озера Булункуль. Просто преодолеваем перевал на высоте четыре тыщи триста 20 девять метров, хотя движки работают на нештатном 80-м бензине.

БУЛУНКУЛЬ И ЯШИЛКУЛЬ

Луна осветила округу, когда мы подъехали к озеру. GPS указывает высоту три тыщи восемьсот метров. Надеваем теплые вещи и ставим палатки, пряча их за машинами от прохладного настойчивого ветра. Под дрожащим брезентом тента длительно варим «быстрорастворимую» лапшу «Ролтон», так как температура кипения воды на таковой высоте всего восемьдесят 5 градусов.

Прохладное солнечное утро. Озеро Булункуль местами фиолетовое, местами бирюзовое, окружено горами, но вокруг много места, как в  степи. Гулять по окружении тяжело – по горизонтали двигаться еще можно, но если идти ввысь, через 10 шагов сердечко начинает колотиться, болит голова и осязаемо не хватает воздуха. Ходим медлительно, с остановками, без резких нагрузок – нужна акклиматизация организма к высоте.

К берегу спустилось стадо баранов. Пастух – сухой, опаленный солнцем и ветрами, глаза выцветше-голубые, чуткие. Пасет стадо с семьей, их летник стоит кое-где на склоне горы. Соглашается,  что места тут прекрасные, но пеняет,  что жизнь очень жестока и бедна. По людям из других миров скучает и от всей души приглашает: «Идемте в гости, почайкуем». С дороги, идущей вдоль заснеженных темных скал, узрели Яшилкуль. От высокогорного озера веет чистотой и свежестью, в прошлой жизни таких мистических панорам не встречалось.

ГЕЙЗЕР

По равнине идет грунтовка, но ровненькая и гладкая, дождики тут редки. В одном месте угодили в песок и выкарабкались только благодаря полному приводу. Не мог не заострить внимания гейзер, окрасивший прилегающий бугор белоснежными солями, – он издавал прерывающуюся струю жаркой воды, шипел, бурлил и заполнял воздух запахом сероводорода. Разбили лагерь. Поглядели друг у друга ногти – у всех голубые, другими словами имеет место кислородное голодание. Но голова уже практически не болит, по последней мере в вертикальном положении. Вечерком замечаем, что наши лица обгорели – горное солнце обманчиво.

С утра набродились, налюбовались красочной окрестностью, рекой и горными хребтами. Машины уверенно управлялись с крутым бездорожным подъемом в сторону кишлака Ак-Джар. На пути встречаются солончаки и ручьи, которые нашим вседорожникам оказались «по плечу».

НА ВОСТОК

В Аличуре выехали на асфальт.

Прогулка на UAZ Patriot и Шевроле Niva по Памиру
Отвыкли уже от скорости и сейчас услаждались, несясь 100 км/ч – резвее не позволяли низкое октановое число бензина и высота. Равнина реки – горная степь, а окружающая гряда хребтов – горная пустыня. Тут уже живут чабаны-киргизы.

Просто преодолели перевал на 4136-метровой высоте.  Перед Мургабом на посту дежурный забрал у нас череп какого-то животного с огромными витыми рогами, прихваченный на прежней ночевке: произнес, что по другому на границе будут трудности.

На Памирском нагорье климат резко континентальный, грозный, средняя температура июля всего восемь градусов, и охото тепла. А единственное горючее – карликовый кустарник терскен, имеющий ствол шириной два см и длиной пятнадцать см. Его выдергивают с корнями, связывают в тюки и доставляют жителям как дрова. Повстречались юрты со стадом яков. Доярки-киргизки не склонны демонстрировать лица, а малыши и мужчины с энтузиазмом разговаривают и приглашают, как обычно, почайковать.

На самый высочайший в СНГ авто перевал Ак-Байтал (4664 метра) въехали на первой скорости, в тучах и слабеньком снегопаде.

КАРАКУЛЬ

Справа от дороги вдоль хребтов тянулся приличный забор из колющейся проволоки. 1-ая идея – добыча драгоценных металлов. Но это оказалась граница Китая.

Каракульская котловина величава и пустынна. Как на ладошки посреди мертвенных ландшафтов лежит самое огромное на Памире озеро Каракуль (3914 метров). В бирюзовом зеркале отражаются вечно белоснежные верхушки, одна из которых – пик Ленина (7134 метра). Нашим визитом звучно возмущались буроголовые чайки, нарушая обыденные тут тишину и покой. За денек по единственной дороге проходит всего машин 5, и она как-то не вяжется с  заглавием «Памирский тракт».

Равнина СМЕРЧЕЙ

Тут нет неизменных ручьев, нагая земля усыпана разнокалиберным галечником, воздух сухой и разреженный, ледяные непрерывные ветры нередко порождают смерчи. Как молвят старожилы, с стародавних времен равнину пересекала тропа, по которой двигались караваны. Не все  вьючные животные выдерживали трудности пути, и их везде встречающиеся трупы наводили на путников угнетение. Виды здесь вправду сумрачные. Непопросту, наверняка, эта местность зовется Маркансу (Равнина Погибели).

Таджикско-Киргизский погранпереход находится на перевале Кызыл-Арт (4280 метров). Служивые работают сменами по две недели, потому что адаптация к высоте занимает дней 5. Спуск с Заалайского хребта окружен ослепительными снежными верхушками, слоеными пирогами оголенных горных пород, селевыми сходами и бурными ручьями. Охрану  этой несказанной красы несут любознательные «солдатики» – сурки,  торчащие столбиками на каждом пригорке.

Пересекли широкую Алайскую равнину, покружили в горных серпантинах перевала Талдык. Картины ожили, сменившись на терракотовые склоны гор, сочно-зеленые равнины, белоснежные юрты населенных кишлаков, стада яков и овец вокруг их. Дышится просто, ветра нет и тепло. А в зеркале заднего вида равномерно исчезает Памир…

Так же не забывайте про колеса, которые не возбраняется наметить для зимы, и это быть может великолепные зимние шины. Для весны советуем купить летние колеса. Безусловно когда вы возжелаете использовать шины на легковых автомобилях, то купить легко колеса направления класса "внедорожников" в магазине шин с лучшими ценами "Зеленая шина". Ну что сказать, помните о резине, которую не возбраняется наметить для зимы, и это должно быть крепкие всесезонные покрышки. Для весны предлагается купить зимние покрышки. Безусловно ежели вы пожелаете эксплуатировать покрышки на джипах, то купить без проблем колеса категории класса "внедорожников" в магазине резины с лучшими ценами "Мосавтошина".